Культурное наследие

Ни для кого не секрет, что, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия, варварское истребление памятников архитектуры в Москве шло полным ходом. Беззастенчиво крушили даже ближайшее окружение Кремля — памятники XVII-XIX веков, основу исторической Москвы. Сносили кварталами, или «втыкали» в двух-трехэтажную застройку высоченные башни, которые на фоне особняков смотрелись более чем нелепо. Все призывы культурной общественности остановить планомерное истребление собственной истории наталкивались на принципиальную позицию бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова — коммерческая выгода прежде всего. Хотя сам мэр периодически произносил красивые слова об «усилении контроля за памятниками» и даже предлагал за их разрушение «привлекать к уголовной ответственности». С приходом на пост мэра Сергея Собянина многие высказывали надежду, что к городу отныне будет более бережное отношение. Однако, судя по всему, традиции Лужкова берут верх. А у нынешнего министра культуры Владимира Мединского и вовсе экзотические взгляды на культурное наследие России — он отрицает связи России с европейской традицией, становясь таким образом в оппозицию Пушкину, который считал, что «горе стране, находящейся вне европейской системы».


все материалы сюжета
9 НОЯБРЯ 2020, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

Михаил Жванецкий. Поколение моего отца. Когда Усатый сдох, им всем около двадцати. Студенты. Впереди новая жизнь. Они не шагали по Москве. По Москве шагали следующие, что на десять лет моложе. Те, которые в начале пятидесятых еще дети. А эти осторожно выглянули в приоткрывшуюся дверь. Увидели солнце, почувствовали ветер на лице, на какое-то время поверили, что их ждет прекрасное будущее. А в итоге всю жизнь прожили в гнилом зловонном болоте. Бескрайнем, тоскливом и беспросветном. Их отцы (поколение моего деда) были хохмачами. Такая вот почти истеричная реакция на страх. 

Прямая речь, 9 НОЯБРЯ 2020

Алёна Солнцева: Жванецкий сразу претендовал на некую картину мира. Это было заметно и когда его исполнял Райкин, и когда он читал свои тексты сам. 

В СМИ, 9 НОЯБРЯ 2020

Коммерсант: В условиях пандемии коронавируса COVID-19 прощание будет закрытым. Место похорон назовут после церемонии прощания.

В блогах, 9 НОЯБРЯ 2020

Виталий Портников: Со Жванецким окончательно уходит и то, что мы привыкли называть одесской культурой юмора - то, что на самом деле было еврейской традицией...

16 АПРЕЛЯ 2019, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

Мне представляется, что реакция общественности на пожар Собора Парижской богоматери должна быть подвергнута подробному социо-культурному анализу. Очень интересно было бы узнать мнение компетентных ученых, почему вдруг архитектурный и исторический памятник в центре французской столицы оказался столь важным для огромного числа людей. Важным до такой степени, что перспективу его потери трагически восприняли даже те, кто, может быть, знаком с этим архитектурным шедевром только по фотографиям и художественным произведениям. Апокалиптические настроения в русском сегменте Фейсбука царили до той самой минуты, пока не выяснилось, что самых страшных последствий ужасного пожара удалось избежать...

Прямая речь, 16 АПРЕЛЯ 2019

Леонид Гозман: В конечном итоге западная цивилизация не погибнет, но то, что её ожидают более серьёзные вызовы, чем пожар в Нотр-Даме, несомненно...

В СМИ, 16 АПРЕЛЯ 2019

РБК: По словам представителя собора, огонь не затронул реликвий, хранящихся там. Одна из великих христианских реликвий, хранящихся в соборе, — Терновый венец Иисуса Христа.

В блогах, 16 АПРЕЛЯ 2019

Татьяна Малкина: самое интересное, по-моему, - понять, что именно заставило стольких людей переживать такие сильнейшие чувства. вроде бы все вместе - и история, и витражи-красота...

27 ФЕВРАЛЯ 2019, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Понятно, зачем Никите Михалкову надо было быть председателем общественного совета при Минобороне. Все просто: мигалка. Была мигалка – был Михалков в совете при Минобороне. Отобрали мигалку – вышел из совета. И напоследок обругал генералов за неправильные парады. Понятно, зачем правозащитники Борщёв и Бабушкин входят во всякие ОНК и советы при людоедах в погонах. Без этого их не пустят в тюрьмы, и им труднее будет защищать права заключенных. В совет при комитете по культуре Госдумы (не путать с советом по культуре при президенте) вошли Андрей Макаревич и Сергей Шнуров.

Прямая речь, 27 ФЕВРАЛЯ 2019

Алёна Солнцева: Совет по культуре при Думе – организация совсем немощная. Её значение, как и всякого совета, чисто совещательное и рекомендательное...

 (1/6)  Вперед